Наказывает ли Бог ?

Приходилось ли вам когда-нибудь оправдываться за дела, которые не имеют к вам никакого отношения? Ну, или почти никакого. Если да, то вы можете понять мои чувства, когда разговорившись на остановке с одной девушкой по вопросу веры, Бога и духовности, мне пришлось выслушать от неё буквально шквал обвинений в адрес Бога.

«Нет, Его не может быть! Ну, может Он и есть где-то, но я не хочу, чтобы Он касался моей жизни! Пусть просто даст мне жить спокойно, с меня уже хватит. Ну как, ну как Его могут называть любящим! Ведь я ничего не делала плохого, всем старалась помогать, относиться по-доброму. А в ответ – одни беды! Почему же Бог меня наказывает!?» И она начала перечисление многочисленных жизненных неурядиц, включая уход мужа и проблемы с родителями.

Ну что тут скажешь? Я призвал на помощь все свои немногочисленные на тот момент (а происходило это лет десять назад) знания о законах Божьих, что-то пытался говорить о том, что в мире грядущем за всё воздастся по заслугам, что Бог всё равно любит, еще что-то… Всё бесполезно. Конечно, сейчас я бы повёл себя по-другому, но тогда этот момент остался у меня в душе и заставил крепко задуматься. Так бывает? Бог действительно наказывает? У меня не было сомнений в том, что Бог знает, что делает, но всё же…

Занимаясь пасторской работой, неизбежно сталкиваешься с вопросами приходящих людей о том, почему то или иное событие случается в их жизни. И если кто-то приходит к пастору, в 95 процентах случаев – это не разговор о радостных событиях, а о различных проблемах в жизни веры и даже просто жизни. Как принять и пережить ту или иную ситуацию? Как понять, почему она возникла? Неужели я совершил что-то такое, что Бог теперь меня наказывает? Почему? Множество вопросов всплывает сразу, как только у верующего человека, я подчеркиваю, именно у верующего, возникает какая-то проблема. Ведь неверующий просто принимает это как данность – ну, так произошло, так сложились обстоятельства. Может кто-то верит в судьбу, в предопределенность, но все равно – больше переживают за последствия ситуации. Другое дело – верующие. Ведь мы верим, что есть Бог, Которому мы вручили свои жизни, Который любит нас, мы верим, что Он с нами, что мы спасены. И поэтому когда что-то случается, верующих людей беспокоят не только последствия ситуации, но скорее её причины – значит, я сделал что-то не так? Бога со мной уже нет? Или я Его рассердил? Он на меня теперь в ярости? Бог меня наказывает?

Святые отцы, конечно, отвечали на подобные вопросы, и может они не возникают у тех, для кого Добротолюбие – настольная книга. У большинства – возникают.

С чего же начать? Как подступиться к этому вопросу? Как говорил Козьма Прутков, «зри в корень». Т.е. в начало всего. Всё, что мы имеем сейчас, имело своё начало. Именно там, в начале человеческой истории, в Эдемском саду, совершилось грехопадение и первые люди, ослушавшись Бога, стали жить собственным разумением. И ладно бы собственным. Князь мира сего и бог века сего получил возможность влиять на человека через его грехи и с тех пор мы так и остаемся как бы с разделённой душой – и вроде добрыми и хорошими хотим быть, и в то же время зло очевидно укоренилось в нашей сути. Силён в нас бывает наш «ветхий человек».

С начала времён за душу каждого из нас ведётся настоящая борьба. Помните Иова? Только представьте, что тот же самый спор Бог и сатана ведут за вас, сейчас, в данный момент. И вполне очевидно, что и Бог и сатана могут вызывать в нас различные чувства, эмоции, намерения, организовывать обстоятельства нашей жизни, как, например, рассказывает об этом Павел «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1Фесс.2:18). И Бог и сатана находят частичку «своей» природы в нашей душе. Поэтому апостол Пётр предостерегает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Страница 1 из 3 12 3