Пить или не пить?

Употребление алкоголя в свете учения православной Церкви.
Наверное, уже никто не будет спорить, что масштабы пьянства и алкоголизма в России давно приняли ужасающие масштабы. Ежегодно наша страна теряет сотни тысяч жизней из-за злоупотребления алкоголем. Причем, зачастую речь не идет о людях, пропивающих последние вещи из дома и употребляющих одеколон и стеклоочиститель. Вполне состоятельные, работающие мужчины считают нормой регулярно «сидеть» с друзьями за бутылкой водкой, «расслабляться» в пивной – даже не представляя себе, чем, в конце концов, может обернуться такой отдых – хроническим алкоголизмом, инфарктами, инсультами, заболеваниями печени и почек. Ежегодно на печально известный праздник Нового года сотни «умеренно пьющих» людей замерзают, возвращаясь домой после праздничного застолья. В такой ситуации борьба за трезвость, казалось бы, должна стать долгом всякого мыслящего россиянина – и, в первую очередь, верующих людей. Российские мусульмане показывают положительный пример бескомпромиссной борьбы с пьянством и алкоголизмом. Православная общественность также реализует целый ряд проектов по борьбе с пьянством. Однако нельзя не отметить и тот прискорбный факт, что ее значительная часть считает необходимой не «борьбу за трезвость», а «борьбу с пьянством», рассматривая «умеренное употребление алкоголя» чуть ли не как обязанность православного христианина! При этом сторонники трезвости едва ли не осуждаются и чуть ли не приравниваются к еретикам.
В настоящей статье мы попытаемся обсудить, можно ли считать концепцию «умеренного употребления алкоголя» единственно допустимой для православных людей вообще и подходящей для русских православных людей в частности. Какие же аргументы выдвигают те, кто отвечает на эти вопросы положительно? Во-первых, они ссылаются на два древних апостольских правила, регламентирующих жизнь христианской общины:
51. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Так же и мирянин.
53. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, как сожженый в собственной совести и становящийся виною соблазна многих.
Вытекает ли из этих правил запрет на полный отказ от алкоголя и на категорическое осуждения употребления спиртного? Прежде чем, сделать такой вывод, мы должны обратиться к ситуации, в которой были изданы эти правила и понять их смысл. В то время (II в. н.э.) в Римской империи широкое распространение получили гностические секты, учившие, что материальный мир сам по себе является скверным и порочным. Тело представлялось гностиками как «темница души», и своей целью они считали освобождение от уз плоти. Соответственно, все телесные наслаждения, такие как супружеская близость, употребление вкусной пищи и напитков гностики считали греховными. Такой подход совершенно явно противоречит христианству, поэтому Апостольские правила рассматривают гнушение физическими наслаждениями как еретическое, т.к. согласно книге Бытия Бог сотворил все «добро зело». В то же время, правила не запрещали добровольный отказ от брака, мясной пищи и вина как формы аскезы; греховно только «гнушение», т.е. утверждение о том, что телесные удовольствия сами по себе греховны.
Можно ли обвинить современных сторонников трезвости в том, что он продолжают традиции гностиков и им подобных? Конечно, нет! Не употребляя спиртного, они стремятся не к «избавлению от уз плоти», а, напротив, к укреплению телесного и духовного здоровья, которые понимаются ими как раз по православному – как сопутствующие, а не противоречащие друг другу. Таким образом, это обвинение совершенно несостоятельно.

Страница 1 из 6 12 3 4 5 6