Почему люди уходят из Церкви?

В последние 20 лет наблюдался массовый приток новых людей в православные храмы, связанный с пробуждением неподдельного интереса к религиозным проблемам, вопросам жизни и смерти и их смысла. Отчасти таинственное, полузакрытое, полузапретное, полугонимое и в то же время наиболее авторитетное и достоверное с точки зрения русской истории и культуры религиозное учреждение, каким была Русская Православная Церковь еще в середине-конце 80-х для большинства светских людей, вызывало так или иначе сочувствие, повышенный интерес, внимание и, что самое важное, определенные ожидания. Так вот, эти ожидания в дальнейшем могли для многих либо оправдаться частично, либо не оправдаться вообще. Почему? Вопрос весьма многоплановый и в то же время неоднозначный, на который может существовать множество ответов как противоречащих друг другу, так и пересекающихся и дополняющих друг друга. Возьмем сначала крайние, взаимоисключающие позиции.
Вариант первый ответа, могущий прозвучать со стороны людей Церкви (части духовенства и постоянных прихожан, прислуживающих в храмах или задействованных на других должностях и послушаниях): виноваты сами люди. Их маловерие, их поверхностный, несерьезный взгляд на веру, на Церковь, их поиски душевного личного комфорта, уюта, эгоизм, зараженность либеральными ценностями, желание усовершенствовать Церковь, отсутствие смирения, покаяния, послушания старшим по чину, претенциозность, гордыня, ожидание от служителей Церкви чего-то чудесного и сверхъестественного или же взгляд на православный храм как своего рода магазин или «службу быта», только в данном случае по церковному культу и требоисполнению, где плохо обслуживают.
Второй вариант ответа, ожидаемый от критически настроенных светских людей и противоположный первому, может свестись к общему утверждению «виновата Церковь». Ее косность, консервативность, негибкость, отчужденность от народа, непонятность богослужений, суета в больших городских храмах при покупке свечей и подаче записок, отчужденность рядом стоящих людей во время богослужения, невежливое или просто грубое обращение храмовых работниц, неприветливость, закрытость и отчужденность священнослужителей, невозможность задать им вопросы и поделиться с ними душевной болью; сращивание церковных структур с государственными, боязнь возникновения новой государственной идеологии вместо прежней коммунистической; использование церковных должностей в целях повышения личного дохода и прочее, прочее.

Страница 1 из 5 12 3 4 5